Система идентификации по поведенческой биометрии для противодействия мошенническим действиям
Подразделение Департамента финансовых технологий Банка России
Научно-производственная компания "Атроник"



БОЛЬШИЕ ДАННЫЕ, ИСКУССТВЕННЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ, ФИНАНСОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МАШИННОЕ ОБУЧЕНИЕ


За 2021 год мошенники похитили у граждан РФ почти 50 миллиардов рублей, при этом в 1 квартале 2022 года на долю социальной инженерии при использовании банкоматов пришлось 47.2%,
что в 2 раза превысило показатель 2021 года.
6 основных сценариев мошенничества
1
"Сотрудник банка"
Классическая схема предусматривает, что якобы "сотрудник банка" сообщает вам, что с вашим счетом или картой проводится какая-то "подозрительная операция". Далее предлагаемая схема действий может быть разной. Одни просят назвать данные карты и коды из СМС, другие просят перевести деньги на "безопасный счет".
2
"На Вас оформили кредит"
Если у вас денег нет, это вовсе не гарантирует, что вы не станете жертвой аферы. Вас могут попытаться убедить, что жулики оформили на вас кредит. А дальше вам предлагают взять так называемый "зеркальный" заем, чтобы аннулировать мошенническую заявку.
3
Приложения
"Сотрудники банков" просят вас установить на свое мобильное устройство некое приложение. Это программа удаленного доступа, которая позволяет мошенникам следить за вашими действиями, получать ваши данные и затем обворовывать вас.
4
"Вас беспокоит служба безопасности..."
Жертве начинают звонить не только "сотрудники банков", но и такие же фальшивые полицейские, следователи, представители ФСБ. Они могут сообщать о том, что поймали мошенников, которые пытались вас обмануть, и предложить "обезопасить" свои деньги.
5
"Ваш родственник попал в беду"
В этом случае мошенники играют на стрессе и на семейных/ дружеских отношениях. Напугав, они пытаются заставить принимать необдуманные решения и перевести деньги, чтобы помочь своему "родственнику".
6
"Новые бонусы от банка"
Является не самой распространенной, тем не менее, и на нее попадаются граждане. В этом случае мошенники обещают им некие "бонусы" или подарки от банка. В остальном все происходит аналогичным образом — обманщики либо пытаются выведать код, либо похитить деньги другими вышеназванными способами.
ПРИМЕР МОШЕННИЧЕСТВА
«Переведите деньги на безопасный счет через банкомат. Мы пришлем за вами такси»
ПОМНИТЕ!
Факт мошенничества очень сложно доказать.
Поэтому банки не компенсируют деньги, которые человек добровольно перевел мошенникам.

Ларисе Ивановне (73 года) позвонили якобы из службы безопасности ее банка.

Сказали, что с ее карточки кто-то пытается украсть деньги, поэтому деньги надо срочно перевести на некий безопасный счет, чтобы воры до них снова не добрались.


Бабушка не умела пользоваться мобильным приложением и интернет-банком.

Злоумышленники прислали за ней такси.


От банкомата бабушка им перезвонила, они продиктовали ей номер счета и проинструктировали, что сделать. В результате бабушка перевела мошенникам все свои накопления.


Мнение экспертов о подобных случаях мошенничества - читайте на сайте проекта Центрального Банка России "Финансовая культура".

Как работает наш сервис
Как
1
Идентификация человека
При подходе к банкомату, клиента идентифицирует нейросеть, в случае если конкретный клиент впервые пользуется услугами банка, система заносит фото его лица в базу данных.
2
Загрузка данных об этом пользователе
При каждом посещении банкомата клиентом система заносит его биометрические данные в базу данных.
3
Вычисление отклонения по каждому признаку
По каждому признаку система рассчитывает процент отклонения о нормы.
4
Нахождение среднего отклонения
По рассчитанным отклонениям вычисляется среднее отклонение для дальнейшей оценки вероятности того, находится ли конкретный клиент банка под воздействием мошенников
5
Принятие решения по транзакции клиента, чей уровень стресса превышает пороговые значения
В случае выявления клиентов, разговаривающих по телефону и находящихся в высоком уровне стресса система может*:
(1) Вывести дополнительную коммуникацию на экран банкомата
(2) Вызвать к банкомату сотрудника банка для консультации клиента и проверки добровольности совершаемого им перевода
(3) Заморозить транзакцию
*На этапе пилота реализован процесс подтверждения уровня стресса клиента Оператором системы.
Планы развития проекта
Расширение функционала
Расширение перечня алгоритмов позволит модели более точно предсказывать поведение клиента.
Внедрение
Совместить систему распознавания с банкоматами. Это позволит ускорить и автоматизировать процесс.
Тестирование системы
После внедрение нашей системы мы будем следить за результатами работы нашей программы, проводить исследования и повышать результаты.
ДЕМО-ВИДЕО
Команда
  • ML Engineer

    Михаил Ильченко

    9 класс, Владикавказ

  • Backend + DB

    Глеб Алиев

    10 класс, Майкоп

  • DevOps

    Даниил Штомпель

    10 класс, Майкоп

  • Frontend + Maths

    Игорь Дышлевский

    9 класс, Тюмень

  • ML Engineer + Math
    Макс Литвинов
    10 класс, Волжский
Менторы

  • Григорий Эдуардович Гашников
    Руководитель проекта
    Начальник Финтех Хаба Департамента финансовых технологий Банка России
  • Жуков Андрей Анатольевич
    Директор департамента инжиниринга, АО “НПК “АТРОНИК”
  • Ицкович Наталия Павловна
    Заместитель руководителя Финтех Хаба Банка России
  • Юрасова Людмила Викторовна
    Главный консультант Финтех Хаба Департамента финансовых технологий Банка России
  • Саратовцев Андрей Александрович
    Главный эксперт Финтех Хаба Департамента финансовых технологий Банка России
  • Григорьев Дмитрий Ильич
    Инженер-программист 2 категории, АО “НПК “АТРОНИК”
  • Алимов Максим Игоревич
    Инженер-программист, АО “НПК “АТРОНИК”
  • Михайлов Алексей Сергеевич
    Инженер-программист, АО “НПК “АТРОНИК”