Когнитивные исследования
ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ НА ОСНОВЕ КОГНИТИВНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Южный федеральный университет
Актуальность

Цель проекта

Изучение влияния способов реализации учебной деятельности в виртуальной реальности на уровень функциональной грамотности и уровень усвоения учебного материала.

Задачи проекта

  • исследовать взаимодействия формы представления материала (VR) и результаты решения задач PISA;
  • составить дизайн исследования;
  • провести исследование;
  • обучить участников проекта конструированию задач (по типу PISA);
  • оценить образовательные продукты (ChemistryLab, PhysicsOnline), реализованные в VR;
  • подвести итоги исследования.

Методы

  • теоретические методы: анализ литературы;
  • математические методы: статистическая обработка данных;
  • эмпирические методы: эксперимент, разработка заданий.

Гипотезы

  • уровень функциональной грамотности, определяемый по методикам международных исследований PISA, может зависеть от способа представления учебной информации с помощью VR-среды;
  • уровень усвоения учебного материала в виртуальной среде зависит от способа организации учебной деятельности в виртуальной среде.
Участники исследования

Стимуляция

  • задания на проверку уровня функциональной грамотности, разработанные по модели PISA (Programme for International Student Assessment);
  • ChemistryLab;
  • PhysicsOnlinе.
Дизайн исследования
Оборудование
Результаты

Выводы:

1) подтвержденная гипотеза - уровень функциональной грамотности, определяемое по методикам международных исследований PISA, может зависеть от способа представления учебной информации с помощью VR-среды;

2) частично подтвержденная гипотеза - уровень усвоения учебного материала в виртуальной среде зависит от способа организации учебной деятельности в виртуальной среде;

3) в ходе исследования было изучено влияние способов реализации учебной деятельности в виртуальной реальности на уровень функционально грамотности и уровень усвоения учебного материала;

4) были оценены продукты виртуальной реальности на предмет их воздействия на высшие психические функции;

5) в ходе работы над проектом нами были составлены задачи, аналогичные тестам PISA;

6) проведенное исследование показало, что уровень функциональной грамотности может зависеть от способа представления учебной формации с помощью VR-среды;

7) в ходе исследования было частично доказано, что уровень усвоения учебного материала в VR-среде зависит от способа организации учебной деятельности;

8) экспериментально было доказано, что погружение в среды CHEMISTRYLAB и PHYSICSONLI провоцируют прирост в показателях рабочей памяти.





Перспективы развития:

  • публикация научной статьи по результатам исследования;
  • расширение исследования - увеличение количества респондентов;
  • рекомендации по организации образовательной деятельности в VR;
  • разработка оснований экспертизы образовательных продуктов, реализованных в VR;
  • проект деятельности научно-образовательного сообщества с участием обучающихся школ по проблемам изучения и повышения функциональной грамотности.
Наша команда

Контакты для связи

rogolevayulia@gmail.com (Юлия Александровна Роголева)