Влияние реверсивно-организованных стимулов на процессы запоминания
БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ 2024. Направление: "Когнитивные исследования"
О проекте
Команда исследует влияние реверсивно-организованных стимулов на процессы внимания и памяти. Для реализации используются технологии айтрекинга и психофизиологические методы (ЭЭГ)
ЧТО ТАКОЕ РЕВЕРСИЯ?
Реверсия - вид инверсии, при котором стимул предъявляется в обратном порядке. Изучение реверсивных стимулов может помочь выявить принципиально новые факторы, закономерности восприятия и запоминания информации.

»
Актуальность
  • В связи с развитием новых технологий развиваются и новые грани науки, появляются новые методы для исследований и весь предыдущий опыт может быть дополнен и переосмыслен.
  • Есть потребность в приобретении навыка усваивать и фильтровать большой объем информации.
  • Современный человек сталкивается с проблемами, связанные с понижением эффективности запоминания информации и падением уровня внимания.
  • Изучение стратегий для возможного использования
Пилотные исследования

Проведенные пилотные исследования показали существование связей между предъявлением реверсивных стимулов и запоминанием информации.

Выборка
Первый пилот: 6 человек.
Второй пилот: 20 человек.

Эксперимент
Просмотр обычного и реверсивного видео, тестирование, сравнение результатов
Результаты
Количество правильных ответов возрастает после просмотра реверсивного видео: при просмотре обычного порядка воспроизведения возникает целостный образ, в то время как при просмотре реверсивного человек обращает внимание на детали.
Наше исследование

»
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
Изучение влияния реверсивных стимулов на процессы запоминания и поиск психофизиологических коррелятов разных стилей восприятия

ОБЪЕКТ
Процесс запоминания детелей
ПРЕДМЕТ
Влияние реверсивных стимулов на процесс запоминания деталей
Гипотезы исследования
  • 1
    Общая:
    Реверсивные стимулы улучшают запоминание деталей
  • 2
    Частные:
    • Перед 2-ым видео испытуемые будут уставать из-за большого количества заданий после 1-ого видео
    • При реверсивном видео индекс латерализации уменьшается
    • При реверсивном видео растут показатели внимания за счёт роста бета-ритма в лобных долях
    • При рассматривании двойственных изображений после реверсивного видео количество фиксаций будет увеличиваться

»
Методы иследования
Айтрекинг - это технология, позволяющая фиксировать движение глаз, оценивать направление взгляда
ЭЭГ - метод исследования состояния головного мозга путем регистрации его биоэлектрической активности
Таблицы Горбова-Шульте - психологическая методика для оценки скорости переключения внимания

Eye-tracking (Eye-link-1000)
EEG (CGX Quick32-r) - сухие электроды
Ход исследования
Состоит из 3 частей
Теоретическая часть
- реверсия как вид инверсии
- теории внимания
- психофизиологические методы исследования
-обзор экспериментов с применением обратно-организованных стимулов
Пилотный эксперимент
- 12 участников
- 2 варианта дизайна с разной очередностью предъявления
- 3 этапа: анкетирование, установка оборудования, проведения исследования

Обработка данных
- проведены обработка и анализ данных по ЭЭГ и предобработка данных с айтрекера, сравнение результатов ответов на тест
- сформулированы достаточные выводы для подтверждения гипотез


»
Результаты
  • Наши результаты
    Освоение навыков работы с ЭЭГ и айтрекингом, изучение существующих теорий внимания, погружение в историю экспериментальной практики в психологии, приобретение навыков проведения пилотных исследований, создание собственных стимулов, освоение навыка анализа и обработки данных.
  • Результаты тестирования
    Мы получили большое количество данных с айтрекера. Эти данные требуют основательной обработки, однако на текущий момент мы смогли проанализировать первичные результаты тестирований, которые проходили респонденты после просмотра двух видео. Эффективность прохождения теста после прямого видео составила 64 %, после реверсивного - 78 %
  • Результаты обработки ЭЭГ - сигналов
    Для исследования мы использовали электроэнцефалограф на сухих электродах CGX Quick-32r. 32 канала, 32 электрода, референт, заземление крепились на мочку левого уха (А1), также 1 электрод был под правым глазом для регистрации электроокулографии.
    • Анализ alpha-ритмов. Было обнаружено уменьшение соотношений альфа-ритмов в левом полушарии при просмотре реверсивного видео. Были замечены различия в сравнении активности левого полушария после просмотра реверсивного видео по сравнению с данными при просмотре прямого видео. Это помогает нам предположить, что наша гипотеза о смене холистического (целостного) восприятия на аналитическое при предъявлении реверсивных стимулов верна.
    • Анализ отношения ритмов beta/theta, beta/alpha в затылочной части мозга. Альфа и тета ритмы связаны с обработкой и кодированием информации. В то время как бета ритм позволяет судить о нисходящих и восходящих процессах. В связи с непривычной организацией зрительного потока (реверсивные стимулы) бета ритмы увеличиваются, а уменьшение альфа и тета ритмов говорит о том, что информация обрабатывается не в соответствии с нашими шаблонами. Предположительно, именно в связи с тем, что наши предвосхищающие схемы ломаются, происходит смена контекстуального фильтра, что в свою очередь приводит к концентрации внимания на деталях, а в дальнейшем и улучшении процессов запоминания информации.
    • Анализ beta/theta ритмов в лобной части мозга. Отношение beta/theta увеличилось при просмотре реверсивного видео. Такое увеличение свидетельствует об увеличении бета ритма, уменьшении тета-ритма или об увеличении бета и уменьшении тета-ритмов одновременно. Так как тета ритм появляется при спокойном состоянии, а бета-ритм при предъявлении нового неожиданного стимула и внимании, можно сделать вывод о том, что при реверсивных стимулах показатели внимания увеличиваются.
  • Результаты обработки данных с айтрекера
    Были просмотрены тепловые карты двойственных изображений. По результатам визуального анализа после реверсивного видео на двойственных изображениях просмотрено больше деталей картины.
План развития
1
Продолжить исследование: усовершенствовать текущий дизайн и расширить выборку
2
Создать онлайн-тренажер для развития наблюдательности
3
Провести эксперимент по слепоте невнимания. Сделать выводы про изменение установки и воздействие инверсии. Написать научную статью. Принять участие в Международной научной конференции «Ломоносов-2025» и других
4
Провести исследование по воздействию реверсивных стимулов на эмоциональное состояние
О нас
Партнеры
Наша команда
Наставники проекта
  • Березина Василиса Дмитриевна
    Руководитель

    Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Рабинович Эрнест Ильич
    Руководитель

    Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
  • Буряченко Полина Алексеевна
    Ассистент

    Факультет психологии МГУ имени М.В.Ломоносова
Участники проекта
  • Бердышева Дарья
    тг: @Berdyshonok007
  • Игбаева Камилла
    тг: @im_camilla
  • Степура Богдан
    тг: @blond7I
  • Силантьева Дарья
    тг: @prellesta
  • Колесова Екатерина
    тг: @kateys_k
  • Каспарова Елизавета
    тг: @bolshaya_subedinica_ribosomi
Наши контакты:
+7 916 311 01 23
berezinavd@my.msu.ru