БОЛЬШИЕ ВЫЗОВЫ
2022
НАПРАВЛЕНИЕ
«КОГНИТИВНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Проблема и актуальность
На картинах, в которых есть вербальные компоненты, люди будут дольше фиксировать своё внимание, поскольку художник заставляет смотрящего установить взаимосвязь между текстом и образами.
При просмотре картин, в которых есть вербальные компоненты, взгляд чаще переключается между вербальными и невербальными компонентами для лучшего понимания изображения.
Текст, расположенный рядом с изображением, будет читаться в первую очередь, и только потом люди будут рассматривать элементы картины.
На знакомом для человека языке текст на картине будет читаться быстрее, чем на незнакомом. Незнание языка затруднит понимание написанного; текст на незнакомом для нас языке становится, в определенном смысле, невербальным объектом.
Решение и результаты:
1) Картина с текстом не воспринимается как поликодовый текст. Это в первую очередь изображение, а текст хоть и привлекает внимание, но воспринимается как графический объект, как элемент картины, как средство создания образа.
Этот вывод подтверждают:
- отсутствие значимости во времени просмотра и в количестве фиксаций при рассматривании картин с текстом и без текста
- время до первых фиксаций в зонах интереса (сначала смотрящий читает изображение, потом переходит к тексту, в отличие от рекламы, инфографики и пр.)
- количество возвратов к уже просмотренным невербальным частям картины выше количества возвратов к уже просмотренным вербальным компонентам.
2) Пол и частота посещения музеев не влияют на время чтения или количество фиксаций.
3) Незнакомый язык требует больше времени и фиксаций, потому что люди понимают, что это вербальные символы и пытаются их расшифровать.
4) При возрастании визуальной сложности картины увеличивается время ее рассматривания и количество фиксаций. Однако наличие в картине текста не влияет на визуальную сложность картины.
Тепловые карты
Результаты анализа тепловых карт:
в арт-терапии
в маркетинге
в музейном и выставочном деле
в художественном обучении