Направление "когнитивные и междисциплинарные исследования"
Технология развития самоопределения. Личностно- ресурсное картирование.
Описание проекта
Проект направлен на повышение эффективности профессионального самоопределения у студентов и старшеклассников. Проект предполагает изучение существующих теоретических подходов к самоопределению, разработку и внедрение авторской технологии профессионального самоопределения, где профессиональное самоопределение - это конструирование человеком персональной образовательной траектории через собственную позицию (осознание ценностно-смысловых ориентиров, саморегуляция произвольной активности) и реализацию пробного действия – профессиональное планирование.
Актуальность проекта
Современный мир требует от человека способности выбирать пути развития и самостоятельно осваивать новые знания, умения, навыки и тем самым эффективно учиться. Особенно это актуально для студентов и старшеклассников. Многие из них находятся в периоде активного поиска себя, своих ценностей и ответов на вопросы: «Кто я?», «Что для меня важно?». Ответы на эти вопросы формируют основу их личностной идентичности. Студенты должны понимать, какие ценности лежат в основе их выбора и принятия решений. В этом им могут помочь технологии развития самоопределения, которые способствуют достижению целей на основе собственных ценностей и интересов.
Гипотезы:

1. Чем выше уровень осознанной саморегуляции, тем лучше студент определяет личностные ресурсы и связывает их с целями.

2. Студенты с высоким уровнем планирования демонстрируют более высокую выраженность мотива реализации, связанного с карьерными достижениями, по сравнению с группами студентов с более низким уровнем жизненного планирования.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА


Разработать технологию и инструменты самоопределения
для старшеклассников и студентов
Задачи:
Изучить теоретические подходы к технологии самоопределения
Изучить теоретические подходы к технологии самоопределения
Разработка процедуры личностно-ресурсного картирования
Апробация процедуры
Обработка результатов с помощью критериев и применением метода экспертных оценок
Оценка эффективности
Провести исследование и определить виды самоопределения у студентов
Модель
Опираясь на теории самодетерминации Деси и Райана, теорию мотивации Ж. Нюттена, теории М.Р. Гинзбурга и В.И. Слободчикова мы разработали модель самоопределения, которая включает три ключевых компонента: мотивы (внутренние и внешние с временным размещением), профессиональное планирование (иерархия целей, согласование целей и ресурсов, определение дефицитов, корректировка целей и ресурсов) и осознанная саморегуляция в контексте жизненных перспектив.
Личностно-ресурное картирование объединяет мотивы и саморегуляцию для персонализированного профессионального планирования.
Методы и Методики
1. Метод мотивационной индукции (Ж. Нюттен) — исследует мотивацию человека через анализ его ассоциаций, вызванных предъявлением незавершенных ситуаций.
2. Личностно-ресурсное картирование — помогает человеку визуализировать и систематизировать свои внутренние и внешние ресурсы для эффективного достижения целей и преодоления трудностей.
3. Стиль саморегуляции поведения (ССП) В.И. Моросановой - оценивает осознанность, целенаправленность и эффективность управления своими действиями через планирование, моделирование, программирование, оценки результатов, гибкости и самостоятельности в поведении.
Этапы нашей работы
1 неделя
1.Изучили теории и подходы к самоопределению, объяснили необходимость самоопределения в жизни каждого человека.

2. Ознакомились с понятиями soft-skills, hard-skills и self-skills.

3. Рассмотрели методики, которые наиболее эффективны в вопросе
самоопределения, попробовали их на себе, проанализировали наши результаты.
2 неделя
1.Разработали модель самоопределения.

2. Создали и апробировали процедуру личностно-ресурсного картированияна целевой группе студентов от 18 до 25.

3. Применили метод мотивационной индукции Ж. Нюттена.

4. Исследовали общий уровень саморегуляции
(ССП Моросановой В.И.).
3 неделя
1.Провели качественный анализ данных.

2.С помощью статистических методов проверили гипотезы.

3. Сформулировали идеи для разработки мобильного приложения.

4. Получили обратную связь об эффективности прототипа.

5. Разработали эскиз программы погружения по теме самоопределения.
Пример "Личностно-ресурсного картирования"
На группе, состоящей из 17 людей мы провели методику ЛРК. На данных фотографиях вы видите пример "Дорожных карт".
"Помощник в самоопределении"
Нами был разработан прототип мобильного приложения на основе ИИ.
Узнать об этом больше
Основные результаты:

1.      Систематизирован обзор теоретических подходов к самоопределению

2.      Разработана модель самоопределения

3.      Создана и апробирована процедура личностно-ресурсного картирования

4.      Проведена апробация процедуры личностно-ресурсного картирования на целевой группе

5.      Провели исследование и получили данные о выраженности мотивов в группах студентов с разным уровнем планирования

6.      Разработали прототип мобильного приложения на основе ИИ и получили обратную связь об его эффективности от кураторов и стажеров образовательного центра «Сириус»

Наставники:
Островерх Оксана Семеновна
Кокорин Алексей Николаевич

Ассистент руководителей проекта:
Садовниченко Ангелина Андреевна

Участники:
Зайцева Эва Денисовна
Павлова Ника Александровна
Антохина Екатерина Романовна
Решетникова Анна Романовна 
Отзывы участников исследования:
Куратор 1:
Приложение полезное и интересное:
- план самостоятельной работы
- борьба со страхом и тревогой, которые оттягивают наш ресурс
- структурирование и планирование, как брать на себя ответственность
- наличие прогресса, переход на другой уровень планирования
- достижение поставленных целей, понимание в каком направлении лучше двигаться, если не получается что-то делать, то переделка самого пути или конкретных целей, если они поменялись.
- обратная связь: дневник с вопросами – эффективный прием
Я бы хотела посмотреть на себя спустя три месяца или полгода!
Я бы хотела, чтобы тут чаще было такое!

Куратор 2:
Мне очень понравились письменные рекомендации:
- это полноценный план работы на 6 месяцев
- как раз то на что необходимо обратить особое внимание – планирование и структурирование
- персонализированные, точечные, что мне лично необходимо прокачать, что нужно сделать для реализации моей работы, было прописано поэтапное распределение конкретно под меня.
Мне очень повезло, что я пришла к вам и вы мне помогли укрепить себя и дали конкретные идеи, понимание индивидуального маршрута, точечных профессиональных самопринятий.
Если тебе бы хотелось что-то развивать, развиваться в карьере, расти, обучаться, то это Приложение то, что тебе нужно.

Куратор 3:
Мне все понравилось в письменных рекомендациях:
- структура изложения
- описание преимуществ, недостатков – сильные и слабые стороны
- возможность исправления предложенных путей решения
Полезным для меня было выбор пути решения и в итоге, предложение плана действий. И лично для меня, предложенный путь близок мне, поскольку я привык в жизни все структурировать для себя, не могу жить в хаосе и неопределенности.
Такое глубокое исследование встречается впервые и может предложить план на 6 месяцев.
Наличие хорошей критики, которая мотивирует на развитие и мне это нравится!