При выборе материалов для корпуса нашей сверхлегкой ракеты абсолютным приоритетом была минимальная масса. Мы детально сравнивали ключевые варианты:
Хотя технологичны и надежны, их удельная прочность и жесткость недостаточны для нашей сверхлегкой конструкции. Они просто утяжелят ракету сверх допустимого.
Исключены сразу из-за катастрофически высокой плотности, неприемлемой для минимизации массы.
Лучше алюминия по удельной прочности, но значительно дороже и все еще тяжелее, чем современные композиты. Формование сложно.
Поэтому выбор упал на углепластик (CFRP), так как:
- Хорошее соотношение прочности/жесткости к весу. Это позволяет создать на 30-50% более легкий корпус, чем из алюминия, при той же прочности. Этот выигрыш в массе критичен для достижения 120 км с 10 кг нагрузки.
- Низкая плотность (~1.55 г/см³) напрямую решает ключевую задачу минимизации веса конструкции.
- Возможность точно "настроить" расположение волокон под основные нагрузки (осевые, давление), оптимизируя конструкцию и экономя вес.
- Методы намотки или вакуумной инфузии позволяют создавать легкие, тонкостенные, бесшовные оболочки сложной формы (корпус, обтекатель).
Конечно, есть и минусы, как хрупкость, но для нашей одноразовой суборбитальной ракеты с коротким полетом эти риски управляемы (защита, покрытия, контроль качества).
Для грамотного моделирования конструкции и определения толщины стенок и теплозащитной поверхности мы провели прочностной расчёт топливного бака РДДТ, представленный на фотографии