Большие
вызовы − 2022
1−24 . 07
НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ
ПРОЕКТНАЯ ПРОГРАММА
Программа в цифрах
участника
393
партнеров
100
проектов
68
направлений
13
Научно-технологическая проектная образовательная программа «Большие вызовы» в 2022 году проходит в седьмой раз. В рамках программы школьники будут работать над проектами, предложенными крупными компаниями — партнерами «Сириуса». В этом году впервые в их числе – российские музеи и театры.
Большие вызовы» отвечают на задачи, которые определены в Стратегии научно-технологического развития Российский Федерации.

На программах со школьниками работают инженеры и разработчики ведущих технологических компаний, и ребята закладывают основу будущего – и своего собственного, и всей России на много поколений вперед. Только совместная работа действующих профессионалов и молодежи может превратить еще не решенные проблемы
в технологические прорывы.
Что такое «Большие вызовы»
«Большие вызовы» — это масштабный проект, который объединяет усилия ученых, индустриальных партнеров, преподавателей вузов, наставников. Но главные герои этой программы — именно дети, готовые искать ответы на большие вызовы. Свежий взгляд ребят помогает увидеть решения, неочевидные для взрослых. И наши партнеры осознают важность этого взаимодействия.

В реализации программы «Большие вызовы» задействованы лаборатории Университета, большое количество работников Фонда, которые прикладывают все усилия, чтобы программа состоялась, принесла максимальную пользу детям и сформировала интерес
к научно-технологическому будущему нашей страны.
Алексей Горбачев,
заместитель руководителя Фонда «Талант и успех»
Елена Шмелева,
руководитель Фонда «Талант и успех»
Какие вызовы стоят перед участниками?
Андрей Райгородский
Руководитель направления «Большие данные, искусственный интеллект, финансовые технологии и машинное обучение», директор Физтех-школы прикладной математики и информатики (ФПМИ) МФТИ, доктор физико-математических наук
Науку интересуют в первую очередь фундаментальные вопросы, а это – создание «сильного» искусственного интеллекта, который не просто умеет анализировать и решать конкретные задачи, а готов к разноплановым задачам, как человеческий мозг.

В современных IT-компаниях есть много практических задач. Например, одна из важных задач нашей Физтех-школы – улучшение качества поиска, усовершенствование формулы ранжирования. Миллиарды материалов в интернете нужно как-то упорядочить, чтобы пользователь получал информацию, максимально релевантную своему запросу, а спам в выборке был как можно дальше.

Есть свои задачи по оптимизации и в ретейле, и в медицине. Активно развиваются различные системы по диагностике, подбору методов лечения, научной литературы для медиков и другие рекомендательные системы для врачей. Наметилась общая тенденция к роботизации и развитию беспилотного транспорта.

Читайте интервью полностью →
Сергей Кортов
Руководитель направления «Передовые производственные технологии», первый проректор Уральского федерального университета, доктор экономических наук, кандидат физико-математических наук
Первый тренд – цифровизация. Планирование, проектирование, испытания – все это сейчас развивается сначала в виртуальном поле, затем отработанная цифровая модель передается на производство. Сегодня совпадение между реальной и виртуальной моделями достигает 97-98% – то есть мы видим практически полное соответствие.

Второй тренд – это роботизация. Фактически мы идем к безлюдному производству, когда формируется только цифровое задание, а получение, обработку, сборку различных элементов продукта или этапы технологического процесса машины во многом делают самостоятельно без вмешательства людей.

И третье направление – это экологизация. Это означает, что все технологические процессы должны быть организованы так, чтобы они не нарушали баланс окружающей среды.

Читайте интервью полностью →
Елена Григоренко
Руководитель направления «Когнитивные исследования», профессор Хьюстонского и Йельского университетов (США), руководитель направлений «РАС: наука и практика» и «Порождение, приобретение и передача знаний» Университета «Сириус»
Первое направление исследовательской активности – это процессы порождения, передачи и приобретения знаний. Ученые анализируют, как происходят эти процессы, чтобы сформировать новые междисциплинарные подходы к исследованию наставничества.

Еще одно важное направление — все, что связано с динамической картиной головного мозга. Всякий раз, когда мы приходим в музей на выставку, концерт, смотрим телевизор, в нашем мозге происходят определенные процессы. Нам интересно рассмотреть их в контексте каждодневной деятельности человека.

И еще один большой блок связан с расстройствами детского развития. У нас есть два направления, которые занимаются этиологией расстройств, в частности аутистического спектра, и так называемой неспособностью к обучению. Ученые в рамках этой области изучают природу таких явлений, их частоту, важнейшие вопросы инклюзии таких детей и вопросы вмешательства с целью формирования, перестройки и/или усиления навыков обучения.

Читайте интервью полностью →
Александр Пинский
руководитель направления «Освоение Арктики и Мирового океана», председатель наблюдательного совета АНО «Отраслевой центр МАРИНЕТ»
Первая проблема – решение задачи глубокого исследования океана – это целый комплекс технологий от гидроакустики и робототехники до спутникового зондирования и климатического моделирования.

Вторая задача – это обеспечение инфраструктуры безопасного долгосрочного хозяйствования человека в океане. Автономное судоходство, которое будет обеспечивать безопасные и массовые перевозки в океане, морские электростанции и накопители энергии, которые будут обеспечивать всю эту инфраструктуру энергией.

И третья задача – экология, бережное природопользование. Еще даже более-менее не освоив океан, мы изрядно испортили его экосистему. И хочется избежать тех ошибок, которые мы допустили при развитии промышленности в прошлом, избежать загрязнения и разрушения океанической среды. Сегодня у нас есть понимание и средства освоить новый мир, не разрушая его.

Читайте интервью полностью →
Дмитрий Пышный
Руководитель направления «Генетика и биомедицина», директор Института химической биологии и фундаментальной медицины Сибирского отделения РАН, член-корреспондент и профессор РАН, профессор, доктор химических наук
Перед молодыми учеными стоит вызов в том, что они должны набираться компетенций в выбранном направлении. Это нужно, чтобы была база, которую они в дальнейшем смогут использовать. А еще накапливать интерес в своей области и самое главное – не забывать о смежных областях. Сейчас все очень междисциплинарно. Хочешь разбираться в генетике, необходимо иметь знания и в математике, и в биоинформатике, больших данных. Сейчас молодые ученые идут в те сферы, которые актуальны и важны в мировом понимании. Конечно, в тренде генетические технологии, но важно понимать, что в их основе – естественные науки, математика, биоинформатика и даже отчасти физика. Все это важно постигать. 

Читайте интервью полностью →
Елена Хлесткина
Руководитель направления «Агропромышленные и биотехнологии», доктор биологических наук, профессор РАН, директор Всероссийского института генетических ресурсов растений имени Н.И. Вавилова
Получение новой продукции благодаря современным биотехнологиям – один из сегодняшних трендов. Речь идет не только о продуктах питания, но и о создании лекарственных препаратов.

Если говорить о земледелии и растениеводстве, сегодня мы движемся в сторону их биологизации и экологизации. Сегодня перед селекционерами и генными инженерами стоит вызов – продолжая увеличивать урожайность, суметь перейти на более щадящие средства защиты и стимуляторы роста – препараты биологического происхождения, в том числе созданные на основе полезных бактерий.

Еще один тренд – это генетические технологии в селекции растений (методы геномного редактирования) для создания новых форм с заданными свойствами, для расширения генетического разнообразия за счет направленных мутаций.

Очень много вызовов и в промышленном производстве, вплоть до создания съедобных вакцин. Но, конечно, пока этот вопрос находится на стадии доклинических исследований.

Читайте интервью полностью →
Сергей Седых
Методист направления «Агропромышленные и биотехнологии», кандидат биологических наук, научный сотрудник Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН
Одним из самых актуальных вызовов последних двух лет, несомненно, стала борьба с коронавирусной инфекцией и разработка вакцин. Фармацевтическая индустрия нашей страны достойно ответила на этот вызов, в большом количестве были выпущены тест-системы и их компоненты, а клинико-диагностические лаборатории в 40 раз увеличили проведение анализов.


Если говорить о других вызовах, то последние события в мире показали всю важность отечественного производства оборудования. Чтобы ученые могли продолжить работу на прежнем уровне, необходимо наладить импортозамещение и добиться технологического суверенитета по критическим направлениям.

Еще один вызов – поиск и селекция сортов растений, устойчивых к заболеваниям и определенным погодным условиям. Такая работа ведется непрерывно, но очень часто ученые сталкиваются с тем, что бактерии приобретают устойчивость к тем или иным препаратам, применяемым для борьбы с ними. И приходится искать другие методы борьбы с заболеваниями. Мы всегда говорим, что селекционер – это профессия будущего, в том числе потому, что этот специалист должен быть всегда, образно говоря, на шаг впереди паразитов, с которыми ведет борьбу.

Читайте интервью полностью →
Новости
Направления
В течение всей программы 393 школьника из 72 регионов России будут работать над важными для страны научно-технологическими проектами.
Кликайте на карточки и читайте подробности ↓
Фотоотчет с программы
Видео
Кликайте на видео для просмотра ↓
Партнеры
Более 100 компаний, институтов и школ участвуют в программе
Скрыть ↑